В человеке и человечестве: больше зла или больше добра?

семинар

За неимением возможности высказаться прямо, некоторые социально-философские системы презентовались в СССР через советскую фантастику.
Поэтому, она перенасыщена концептами, стержневым из которых являлся принцип «активной эволюции» — человечество, осваивая производительные силы, в своём развитии доходит до решения главной задачи:
— автоэволюции, т.е. освоения эволюции, как производительной силы, управления ею, создания общества с заданными свойствами.
Я всегда смотрю на базовую антропологическую модель, заложенную в той или иной концепт: что предполагается в человеке и человечестве: больше зла или больше добра?
Автоэволюция предполагает направление добра, существующего в человеке на усиление добра в человеке, на культивирование добра в человечестве.
Кир Булычев и Ричард Викторов (авторы сценария, который писался два года!) сталкивают в фильме две модели:
— процветающей Земли, сумевшей выйти на путь автоэволюции,
— и гибнущей в экологической катастрофе Дессы, идущей тем путём, которым мы примерно идём сейчас.
Фильм, который идёт со мной через всю мою жизнь, сформировавший мое мировоззрение.
Когда я семилетним ребёнком впервые увидел его, я ещё не подозревал, насколько актуальным эта история окажется в будущей действительности:
— гениальный учёный, сломавшийся под тяжестью зла, и решивший, что современное ему человечество безнадёжно и решивший создать новых, искусственных людей, с миссией — покончить со старой историей и начать новую,
— вице-премьер, предавший ради власти друга-ученого, с тем, чтобы спасти его мечту о новом человечестве, и пожертвовавший жизнью за возрождение родной планеты,
— олигарх, принадлежащий к высшей жреческой касте Ревнителей, помешанный на долге перед планетой, но считающий, что высшая правда — в естественном ходе вещей, согласия с природой, отказа от антропологического бунта,
— и, наконец, искусственный человек, дочка профессора, созданная ради великой миссии спасения человечества своей планеты из клеток вице-премьера, напитанная идеалами здоровья и свободы и — оставшаяся одна в погибшем звездолета — со встроенной системой полного контроля внутри.
Когда я подбираю фильмы на киносеминары, я не ищу популярных или новых.
Я ищу те, которые передают необходимый теме символизм.
Изучение блокирующей системы (БС) в человеке, питаемой воспитанием, образованием, концептами, картинами мира, опытом, окружением, самими обстоятельствами — тема семинара.
Как и какими средствами живые автоматы и полуавтоматы, которые мы из себя зачастую представляем, могут обойти БС, стать сильнее и выше ее, глубже в реакциях, дальновиднее в мире?
Где и, главное, в чем искать опору в попытке преодолеть внутренний контролирующий механизм, инсталлированный в нас дисциплинарным обществом, самим ходом вещей?
В этом фильме не будет ни одного героя, который не столкнулся бы с необходимостью преодолеть нечто очень глубинное и «органическое» в себе и стать Человеком, выше обстоятельств:
— Да… порядок в мире недостижим. Заштопаешь одну дыру, тут же появляется новая.
— И Вы предлагаете сложить руки и ждать?
— Может быть, естественный ход событий надёжнее? Покориться Природе и следовать за нею?
— Тогда бы мы перестали быть людьми.
— Но вы терпите и поражения.
— Это неизбежно. Наш Мир, Галактика — это арена борьбы. Если бы мы не терпели поражения, мы не могли бы научиться собраться с силами, чтобы в следующий раз побеждать.
— А где же Предел? Цель?
— Торжество Разума. Торжество Космического Человечества над силами зла.
Торжество Разума — так называется и открывающая фильм великолепная композиция Алексея Рыбникова, написавшего к этому фильму гениальную музыку.
В конце фильма мы видим биомассу, пытающуюся сожрать планету.
Профессор Глан, отец, Нийи, даёт это массе очень точную характеристику:
— Пока в ней нет мозга, она ненасытна. Из неё мы и будем делать новых людей.

Алексей Арестович

(Visited 1 times, 1 visits today)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *